Герасимчик О.А.,
заведующий
Яговдик Л.В.,
заместитель заведующего по основной деятельности
Государственное учреждение образования «Специальный ясли-сад г.Слонима», Слоним

ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Введение. Сегодня в учреждении дошкольного образования выявлены проблемы создания организационно-управленческих условий для реализации  механизма управления качеством образования. Решение проблемы представляется возможным при создании системы управления качеством дошкольного образования. Это разработка локальной нормативной правовой базы, единого информационного банка, данных управленческой, основной и обслуживающей деятельности в учреждении дошкольного образования и использованием современных информационных коммуникационных технологий [1,2].
Основная часть. В 2012 году на базе государственного учреждения образования «Специальный ясли-сад г.Слонима» был создан областной ресурсный центр, целью которого является методическое сопровождение деятельности руководителей и специалистов, работающих в учреждении дошкольного образования, по совершенствованию процессов управления качеством образования. Основанием для его открытия послужили результаты реализации экспериментального проекта «Апробация процедуры контроля качества дошкольного образования», инновационного проекта «Внедрение модели мониторинга качества образования в дошкольном учреждении», заключение экспертного совета НМУ «Национальный институт образования» и государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», осуществление учреждением образования методической, информационной, консультационной поддержки деятельности учреждений образования по вопросам управления качеством дошкольного образования.
В ходе реализации проекта были разработаны и апробированы инновационные модули: модель управления качеством дошкольного образования, модель системы контроля и мониторинга качества образования, технология планирования контроля и мониторинга качества образования, экономический мониторинг, система методического сопровождения педагогов учреждения, квалимитрическая  система  качества дошкольного образования.
Опыт работы областного ресурсного центра в рамках развития инновационного пространства Гродненской области транслировался на семинарах республиканского и областного уровней для работников системы повышения квалификации и подготовки кадров, начальников отделов образования, методистов районных учебно-методических кабинетов.
На сегодняшний день главной целью государственной инновационной политики Республики Беларусь в области дошкольного образования является обеспечение подготовки педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований.
Прямые и косвенные результаты экспериментальной и инновационной деятельности нашего ресурсного центра явились значимыми ресурсами для формирования педагогического профессионализма в современных условиях, управленца нового типа. В учреждении имеется необходимый интеллектуальный ресурс, связанный с инновационным потенциалом педагогического коллектива; высокий педагогический и управленческий ресурсы (60% специалистов учреждения имеют высшую и первую квалификационную категорию, 65% - высшее образование), материально-технический, научно-методический, информационно-образовательный ресурсы.
Эффективным средством реализации инновационной деятельности учреждения образования является сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями региона, республики. Это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.
С сентября 2015 года в учреждении организована деятельность по реализации инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» по теме «Управление качеством дошкольного образования», целью которого является распространение инновационного эффективного педагогического опыта, обеспечивающего реализацию приоритетных направлений и стратегий развития системы непрерывного профессионального образования педагогических работников.
В рамках реализации инновационного проекта осуществляются следующие виды деятельности:
оказывается консультативная помощь руководителям и педагогическим работникам учреждений образования по вопросам управления качеством дошкольного образования; транслируется эффективный опыт работы педагогических работников государственного учреждения образования «Специальный ясли-сад г.Слонима», издаются информационные материалы, содержащие контрольно-оценочный инструментарий, описываются технологии планирования контроля качества;
проводится цикл занятий по вопросам управления качеством дошкольного образования по следующей тематике: «Управление качеством дошкольного образования», «Внедрение модели системы контроля качества на уровне учреждения дошкольного образования», «Тьюторское сопровождение самообразования педагогов», «Развитие оценочных умений у педагогов дошкольного образования».
С целью трансляции опыта работы учреждения по управлению качеством дошкольного образования сформирован технологический пакет методических разработок для педагогов и руководителей:
диагностический инструментарий для оценки экономической системы учреждения и методические рекомендации по внедрению экономического мониторинга;
технологические образцы критериев и показателей качества образования и критериально-оценочный инструментарий к ним, методические рекомендации по организации контроля и мониторинга в учреждениях образования;
методические разработки семинаров, мастер-классов, научно-практических конференций, курсов и т.д.
Мы аккумулируем наши общие ресурсы, транслируем их через сайт учреждения, научно-практические конференции, публикации, мастер-классы, дни и недели науки, выставочную деятельность, электронные СМИ.
Заключение. Наш опыт востребован: интеллектуальный ресурс используется для участия в международных научно-практических конференциях и семинарах, для создания образовательных проектов и разработки методических рекомендаций. Материалы из опыта работы педагогов учреждения  опубликованы на страницах республиканского научно-методического журнала «Пралеска», в сборниках материалов научно-практической конференции «Инновационный центр: идеи, проблемы, пути развития», международной заочной научно-практической конференции «Трансформация содержания и технологий дополнительного педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода», международного научно-практического семинара, «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», РИО УО БарГУ.
Реализация республиканского инновационного проекта на базе нашего учреждения сегодня – это площадка для продуктивного профессионального обучения, центр разработки методических рекомендаций, многоуровневая сетевая образовательная система, а завтра – это республиканская стажировочная площадка.

Список цитируемых источников

1.                   Тарусова, Л. Г. Пути совершенствования профессиональной компетентности руководителей дошкольных учреждений в области мониторинга качества образования/ Л. Г. Тарусова, Н. Г. Дубешко // Кiраванне у адукацыi/ - 2008. - № 7 (81). – С. 15 – 18.
2.                   Дубешко, Н. Г. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении: метод. Рекомендации для самостоят. Работы студентов пед. специальностей / Н. Г. Дубешко. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009 – 81 с.
3.                   Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400с.

4.                   Ожегов, С. И. Словарь русского языка/С. И. Ожегов. – М.:Гос. Изд-во иностр. И нац. Сл., 1960. – 900с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий