РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Джилилова Н.Б.,
воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Сложившаяся в настоящий период социокультурная ситуация актуализирует проблему детства и детской игры, чрезвычайно важная роль которой в развитии ребенка признана психологами и педагогами всего мира (Л. С. Выготский, А Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новосёлова, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинский, Ф. Фрёбель, Д.Б. Эльконин).
«Восьмым чудом света» называют игру за её неограниченные педагогические и коррекционные возможности. Однако, в современном мире, «игра, как затопленная Атлантида», находится на грани исчезновения. Уровень развития игры у современных детей значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века, что доказано современными исследованиями.
Введенная в настоящее время Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь актуализирует данную проблему с позиции акцентирования её содержания в образовательных компонентах, таких, как игровая деятельность и сюжетно-ролевая игра. В игре ребенок всегда выше среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; как бы на голову выше самого себя, считал Л. С. Выготский.
Игровая деятельность детей с трудностями в обучении специфична. Она, как правило, самостоятельно не формируется. Ее развитие происходит в процессе усвоения способов игровой деятельности в ходе образовательной работы.
В соответствии с модульной технологией игрового взаимодействия детей и педагога, разработанной лабораторией дошкольного образования Национального института образования, определена  игровая стратегия в развитии  детей с трудностями в обучении нашего учреждения дошкольного образования.
Стратегия представлена игровыми модулями: «Хочу играть!», «Так надо!», «Могу играть!». Их сущность выражается в стимулировании игровой мотивации воспитанников; изменении модели взаимодействия ребенка и педагога; поэтапности развития игровых умений и познавательной активности.
При выборе материала, учитывается не биологический возраст ребёнка, а социально-отражённый уровень его речевого, моторного и психического развития.
В соответствии с разработанной «Лесенкой успеха» игра как средство развития детей с трудностями обучения изменяется в игровой установке, игровом состоянии ребенка, игровой позиции и игровом взаимодействии ребенка и педагога.
На первом этапе обучения необходимо привлечь внимание ребёнка к игре, вызвать интерес к игрушке, научить пользоваться игрушкой в соответствии с её функциональным назначением,  совершать элементарные игровые действия. Поэтому содержание модуля «Хочу играть!» представлено  ознакомительными и отобразительными играми: предметно-отобразительные, конструктивные игры; игры, направленные на сенсорное развитие; игры с бытовыми предметами – орудиями, с природным, бросовым материалом.
Центральное место в игре занимает дидактическая кукла, с помощью которой ребенок учится выполнять предметно-игровые действия по подражанию и сопровождать их речевым комментарием. В процессе игры в память ребенка вносятся знания о предметах, их свойствах и качествах, закладывается базис представлений об окружающем мире. При этом происходит активизация бытового словаря детей: уточнение и закрепление названий одежды («Оденем куклу на прогулку»); предметов гигиены («Купание куклы»); посуды, продуктов питания («Накорми куклу», «День рождения куклы»); постельных принадлежностей, мебели («Кукла хочет спать»). Ребенок учится сравнивать свои игровые действия с действиями педагога, передавать не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни («Кукла заболела», «Поездка в автобусе», «Гости»).
Значительное место в образовательном процессе отводятся играм, направленным на сенсорное развитие. Развитию моторных навыков у детей с трудностями в обучении способствуют игры на восприятие цвета, формы и величины, выполненные из различных материалов. Простым в исполнении и безопасным в использовании является комплекс сенсорных игр «Радужная палитра». В него входят следующие дидактические игры: «Волшебные краски»; «Разноцветные кружочки»; «Весенняя клумба». Данный комплекс используется при обучении детей распознаванию предметов по цвету,  для коррекции зрительного восприятия и внимания.
Интересная педагогическая находка - использование в образовательном процессе столов контрастного цвета для детей.  Они используются  для проведения игр на выделение предметов из фона типа «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки».
Авторское многофункциональное  пособие «Чудо книжка – для малышек» направлено на развитие речи, сенсомоторное развитие, формирование навыков самообслуживания у детей. По каждой страничке книги творческий педагог может составить неограниченное количество игр-занятий.
Игры и упражнения с различными видами шнуровок, застежек, которые располагаются в открытых сенсомоторных центрах, выполнены в виде весёлых паровозиков, корабликов, грузовиков. Игры с бытовыми предметами и орудиями используются в качестве самостоятельных упражнений, предшествующих таким реальным действиям, как сервировка стола, приём пищи. В группе сконструированы и  изготовлены игровые комбинированные стенки и дидактические столы для размещения бытовых предметов и проведения тренировочных упражнений с ними. Развивающий эффект данных игр проявляется в том, что у детей формируется умение  действовать с бытовыми предметами.
Конструктивные игры направлены на решение следующих  образовательных задач: обогащение сенсорного опыта и отражение его в слове; формирование способов восприятия/воспроизведения пространства; развитие наглядно-действенного мышления. Особое внимание уделяется обучению детей обыгрыванию конструкций, используя приёмы «дополнения» (прикрепляем окна и двери к построенному дому) и «включения» (расстилаем дороги, располагаем деревья вокруг них). Обязательными компонентами конструкторских центров являются предметы-двигатели, предметы-дополнения и предметы-заместители.
В ходе игр с природным и бросовым материалом  дети с трудностями в обучении учатся различать свойства природных материалов, усваивают адекватные действия с ними, развиваются коммуникативная и речевая активность.
Удачной творческой находкой является центр для игр с песком и водой, отличающийся легкостью трансформирования, мобильностью конструкции и многофункциональностью использования.
Совместные работы детей и взрослых из природного материала демонстрируется на различных  выставках, в том числе  в арт-салоне учреждения.
Игровое взаимодействие педагога с детьми в модуле «Хочу играть!» заключается в вовлечении детей в игру, использовании приёмов, стимулирующих желание играть (обыгрывание новых игрушек, показ игровых действий с привлечением детей, совместная игра с ребенком).
Педагог занимает игровую позицию  «координатора» (задает игровое действие, меняет игровую ситуацию, обогащает игровой сюжет), «соигрока» (осуществляет игровое взаимодействие).
Игровой модуль «Так надо!», включает игры с правилами: дидактические и компьютерные. Дидактическая игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания, облегчает восприятие нового, не перегружая ребенка, базируясь на определённых знаниях, полученных до самой игры, так как только на их основе могут выполняться разнообразные игровые правила и действия. Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к победе, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Найди  такой же», «Парочки», «Узнай по описанию», «Чьи следы?». Значительная часть игр даёт возможность сделать обобщение, классификацию предметов и явлений («Четвертый лишний», «Я знаю…»), закрепить полученные знания в системе («Кто, где живёт?», «Природные сообщества»).
Игры по теории решения изобретательских задач ТРИЗ-технологии стимулируют развитие беглости мышления и познавательную активность воспитанников. Перед детьми ставится проблема, которая имеет множество правильных решений. Поощряются воспитанники, высказывающие свои идеи. Оценивается количество, а не качество ответов.
Для развития системного мышления у детей с трудностями в обучении используются игровые  комплексы Т.А. Сидорчук.  Воспитанники обучаются составлению сравнений («Волшебная дорожка», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица»); приемам фантазирования («Эвроритм – этажное фантазирование», «Фантастическое преобразование»; сужению поля поиска («Да - нет»); мыслительным действиям диалектического характера  («Метод маленьких человечков»); установлению системных связей («Найди связь», «Тексты цепочной организации»).
Для развития детей с трудностями в обучении используются  игры А.Столяра и Б.Никитина. При знакомстве с данными играми соблюдается  принцип «от простого – к сложному». В целях исследования объектов окружающего мира, познания их свойств, получения новых сведений применяется экспериментирование. В качестве нового элемента развивающей среды создается лаборатория – увеличительное стекло, весы, магнит, образцы различных видов материалов, природный материал, растения и их семена, крупы, баночки, палочки, коробочки.
Использование информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе  открывает новые возможности для повышения качества образования детей с трудностями в обучении, позволяет варьировать содержание компьютерных упражнений в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, стимулировать развитие воспитанников.
В целях формирования и развития у воспитанников лексико-грамматического строя речи, связной речи, просодических компонентов речи используются обучающие компьютерные программы: «Учимся говорить правильно» разработанной в Российской  Федерации ООО «Новый диск» в 2008 году, «Специальные образовательные средства», «Специальные образовательные технологии», разработанными в Республике  Беларусь ООО «БелИНТ» авторами А.А.Филиппович, С.И.Слинько в 2011 году. Данные программы позволяют работать на интерактивной доске.
Комплексная программа развития интеллекта «Адалин», разработанная в Российской Федерации психологическим центром «Адалин» в 2009 году, обучающая компьютерная игра «Баба Яга учится считать», разработанная в Российской Федерации ООО «Медиахауз» в 2003 году, помогают детям с трудностями в обучении закрепить элементарные математические представления, способствуют формированию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Игры «Лента времени», «В городском дворе» разработанные в Российской Федерации в Институте коррекционной педагогике Российской академии образования О.И.Кукушкиной в 2002 году, способствуют формированию представлений об окружающем мире.
Игры с правилами позволяют: расширить диапазон передачи информации; осуществлять обучение детей от простого к сложному; дают возможность ребенку подниматься ребенку по ступенькам своей «лесенки успеха».
Игровое взаимодействие педагога с детьми в модуле «Так надо!» заключается в оказании помощи воспитанникам в действиях по правилам и решении игровых задач. Игровая позиция педагога - «партнер» -предполагает осуществление игровых действий на одном уровне с ребенком. Эффективность игрового взаимодействия на данной ступени существенно зависит от дифференцированного подхода к каждому воспитаннику с учетом общего уровня интеллекта, соотношения его вербальных и невербальных компонентов и уровня развития мыслительных процессов.
Игровой модуль «Могу играть!» включает в себя творческие игры (с открытыми правилами): сюжетно-ролевые, режиссерские,  театрализованные. Стремясь к развитию личностного  потенциала  в сюжетно-ролевую игру для детей, испытывающих трудности в усвоении программного материала,  включаются  игры и упражнения на развитие психических процессов. Так, в любимую сюжетно-ролевую игру мальчиков «Солдаты» включается упражнение «Разведчики» на развитие зрительной памяти, внимания, в любимую игру девочек «Магазин» - упражнение на развитие смысловой и механической памяти «Запоминалка».
Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребёнок взаимодействует не со взрослыми или сверстниками, а с игрушками-персонажами.  Как режиссер, он выстраивает и развивает сюжет, управляет и руководит действиями своих «актеров», одушевляя их, говорит за них разными голосами, действует за них. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает свои замыслы, свое видение окружающей действительности. Познавательная активность детей-режиссёров ярко проявляется в таких играх, как «Путешествие на Луну», «Приключения в волшебной стране», когда ребенок придумывает кусочек  сюжета к выбранной теме.
Для развития детей с трудностями в обучении используются и  театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы. Играя в театрализованные игры, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, думают, анализируют, делают выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний улучшается диалогическая и монологическая речь, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура  речи, её интонационный и грамматический строй. Дети с трудностями в обучении активно участвуют в таких играх как «Здравствуй, это я!», «Звери в лесу», принимая на себя определённую роль.
На данном этапе  педагог, взаимодействуя с детьми, поднимается на новую ступеньку, становится «режиссёром», осуществляя незаметное руководство игрой, но при этом побуждает и стимулирует детский интерес, стремление ребенка действовать самостоятельно, и «консультантом», создавая благоприятные условия для развития познавательной активности каждого воспитанника.
Обучение игре дошкольников с трудностями в обучении требует создания  своевременной предметно-развивающей среды и наличия в ней соответствующего игрового материала. Главное условие – создание динамичной предметно-развивающей среды в группе. Мини-среды должны «перетекать» из одной в другую: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечит более глубокое понимание воспитанниками происходящих вокруг явлений и событий.
Вся работа по развитию воспитанников невозможна без сотрудничества с семьей. Основной концептуальный подход в работе с семьей – обучение родителей способам игрового взаимодействия с ребенком. В рамках психолого-педагогической гостиной «Заботливые родители» законные представители воспитанников знакомятся  с разновидностями детских игр с учетом специфики их применения в семейном воспитании, им предоставляется уникальная возможность быть включенными в разные игровые ситуации в качестве игровых партнеров своего ребенка.
Игра формирует у детей с трудностями в обучении  внимание, память, наблюдательность, самостоятельность, развивает мышление, инициативность, способствует развитию речи, поддерживает интерес к учению.

Литература

1.                Елисеева, Т.П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Т.П.Елисеева ; под ред. М.М.Ярмолинской. - Минск : Лексис, 2004. – 68 с.
2.                «Мир игры» и педагог / Е.А.Панько [и др.] // Работаем по программе «Пралеска». – Минск : [б.и.], 2007.
3.                Пятница, Т.В. Социализация дошкольника через игру : пособие дло педагогов дошк. учреждений / Т.В.Пятница – Мозырь : Белый ветер, 2004.
4.                Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 360с.
5.                Семина, О. Учимся взаимодействовать с родителями / О.Семина // Пралеска. – 2002. - №6.
6.                Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры: сопровождение сюжетных игр детей / О.В.Солнцева. – СПб. : [б.и.], 2010. – 176с.

7.                Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО ; Аверсэв, 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий